Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Тест-драйв

Мифы об экстернате: учёба для одарённых или для халтурщиков

Экстернат — слово, которое заставляет мечтательно вздыхать школьников и нервничать родителей. Одни считают, что от такой учёбы нет толку. Другие — что пропускать классы могут только вундеркинды. И то и другое неправда. Специалисты объясняют почему.
мифы об экстернате

1. Ускоренное образование качественным быть не может

Многие родители переживают, что за несколько дней в неделю справиться со школьной программой невозможно. В результате ребёнок будет или отставать по всем предметам, или получать высокие оценки ни за что. Но это неверно.

Во-первых, в соответствии с законом об образовании школьник, который учится дома и самостоятельно проходит программы начального, основного и среднего общего образования, всё равно должен проходить промежуточную аттестацию в учреждении с госаккредитацией. Проще говоря — в обычной школе. То есть оценки никто просто так не нарисует и экзамены всё равно придётся сдавать.

Во-вторых, школьники, которые на экстернате успевают прочитать школьные учебники заранее, могут глубже изучить отдельные темы, которые их заинтересовали. К примеру, прослушать курс лекций по истории и культуре, посетить профильные кружки и практикумы при вузе, позаниматься в творческих лабораториях. А значит — больше времени посвятить более подробному изучению предмета.

В-третьих, учёба на экстернате часто бывает более эффективной. В классе учитель доносит информацию одновременно до 30 человек, при этом кто-то невнимательно слушает, кто-то отвлекается, и время освоения темы затягивается в разы. При учёбе экстерном ребёнок разбирается с программой один на один в нужном ему темпе.

Сергей Владимирович Сироткин репетитор по математике

4,87 175

Открыть анкету

«В моей практике обучающиеся экстерном в целом показывали более высокие результаты. Работать с ними было легче, они знали, чего хотят, были более мотивированные, усидчивые, чем их сверстники. Поэтому я бы не сказал, что все их оценки — только для галочки или что экзамены для них проводят легче».

2. Экстернат только для одарённых детей...

Считается, что учёбу на экстернате выбирают победители олимпиад или школьники, которые развиты не по годам. Вспомните хотя бы недавний случай с Алисой Тепляковой, которая в 8 лет сдала ЕГЭ и получила аттестат. Или спортсмены, которые настолько заняты на тренировках, сборах и соревнованиях, что просто не могут посещать школу. Но это не полный список тех, кому такая форма обучения подходит.

Сергей Владимирович Сироткин репетитор по математике

4,87 175

Открыть анкету

«Одна из главных причин, по которой многие дети уходят на экстернат, — это желание больше времени уделить подготовке к поступлению в вуз. То есть занятиям с репетиторами, которые готовят к ЕГЭ и к дополнительным вступительным испытаниям».

В экстернате необязательно перескакивать через класс и за один год сдавать экзамены за несколько лет. Есть школьники, которые просто учатся из дома по стандартной программе. Их цель — сэкономить время, которое они тратят на походы в школу и выполнение заданий по непрофильным предметам.

А есть те, кто выбирает ускоренный вариант, потому что хочет иметь дополнительный год на подготовку к вузу. Или на то, чтобы попробовать себя в профессии, попутешествовать по миру и понять, на кого дальше пойти учиться.

Как рассказывает репетитор по математике, физике и химии Андрей Михайлов, в его практике успеха в учёбе экстерном добивались и слабые школьники, которым на домашнем обучении проще было справиться с программой. Особенно если проблемы у них возникали не из-за «академической запущенности», а из-за проблем в общении с одноклассниками и учителями.

Андрей Анатольевич Михайлов репетитор по математике, физике и химии

4,95 216

Открыть анкету

«У меня был ученик, который бурно реагировал на неадекватное отношение к нему в школе, и конфликт нарастал, как снежный ком. На тот момент я уже занимался с ним как репетитор и предложил ему учиться экстерном. Больше всего за успех такой формы обучения переживала мама, но мне удалось убедить её, что в случае с этим мальчиком дело не в знаниях, а именно в отношении учителей. Из-за него у школьника падала мотивация. Когда он пошёл в экстернат, все проблемы с учёбой закончились. В итоге он поступил в вуз на бюджет».

Позже ученик рассказал, что благодаря экстернату он научился сам организовывать учебный процесс, ставить себе цели и определять сроки. И это помогло ему лучше адаптироваться к учёбе на первом курсе института.

Читайте также «Заперт в четырёх стенах» и другие мифы про семейное обучение

3. ...и самостоятельных

С одной стороны, это правда: успех сильно зависит от того, насколько серьёзно настроен школьник. С другой — без контроля родителей или наставника вряд ли удастся обойтись.

Ирина Юрьевна Жидовленко репетитор по математике

4,80 54

Открыть анкету

«Недавно появилась новая форма экстерната: интернет-школа. В ней занятия проходят в виде виртуальных лекций, после которых разбираются примеры заданий, и школьник получает задачи для отработки. В финале его ждёт онлайн-тест, который нельзя переписать. Если он всё сдаёт вовремя, то получает аттестат. Звучит здорово, но такая программа достаточно сложна для несамостоятельных детей. И я бы не советовала уходить на экстернат, если в семье нет каких-то нестандартных обстоятельств — переезда в другую страну, болезни и т.д.»

По мнению Ирины Жидовленко, не стоит уходить на экстернат и тем, кто учится в школах с углублённым изучением каких-то предметов: лингвистических лицеях, физико-математических классах. Причина в том, что в таких школах обычно хорошо выстроены программы и работает сильный педагогический состав.

4. Учёба в четырёх стенах плохо влияет на психику

Ещё один аспект, который беспокоит многих родителей: а не станет ли ребёнок замкнутым, если перестанет общаться с одноклассниками каждый день? И не лишит ли его нагрузка на экстернате детства? На этот вопрос специалисты Профи ответили однозначно: нет. Наоборот, школьная нагрузка по внеклассной активности, разным проектам и необязательным работам становится в разы меньше.

Ирина Юрьевна Жидовленко репетитор по математике

4,80 54

Открыть анкету

«Год в 11-м классе может быть очень сложным. Некоторые дети не спят ночами или спят два часа, бывают задёрганными, часто болеют. Ребёнок на экстернате находится в более комфортных условиях: он занимается подготовкой к ЕГЭ в первой половине дня, а не вечером, уставший после школы. В результате у него хватает времени на домашние задания. У меня были дети, которые, если бы ходили в школу, столько баллов бы по ЕГЭ не получили».

Что до общения — то его вполне можно восполнить в кружках и секциях по интересам, а стресс снять, занимаясь хобби. Таким образом, экстернат вполне может стать комфортной заменой школе. Конечно, если соблюдать ряд условий:

  • Нагрузка должна соответствовать возрасту. Вряд ли ребёнок, который прошёл всю школьную программу за пару лет, психологически готов воспринимать программу вуза и вообще входить во взрослую жизнь.
  • Экстернат не должен быть средством, чтобы доказать миру гениальность школьника. Это средство достижения более земных целей — комфортной учёбы, снижения нагрузки, расстановки приоритетов.
Читайте также Мифы про высшее образование

5. Экстернам будет сложнее сдать ЕГЭ

Минобрнауки не раз утверждало, что для сдачи ЕГЭ вполне достаточно знаний школьной программы. В реальности успех на экзамене во многом зависит от того, насколько выпускник знает формат и умеет его выдерживать. Поэтому форма обучения на количество баллов не влияет: и обычным школьникам, и экстернам может потребоваться помощь репетитора.

Виктор Федорович Эсенов репетитор по биологии

5,0 32

Открыть анкету

«Я занимался с мальчиком, который в 9-м классе сдавал экзамены за 11-й. Он быстро усваивал программу, и в обычной школе ему было скучно. Его перевели в частную, где был прекрасный преподаватель, хорошее оборудование для изучения биологии, но я как репетитор всё равно отдельно готовил его именно к ЕГЭ. Для одних тем вроде митоза и мейоза я использовал вузовские учебники, для других — к примеру, для системы пищеварения, давал знания, как в школе. Это зависело именно от того, как эту тему «спрашивают» на ЕГЭ».

При этом Ирина Жидовленко считает, что объём занятий с репетитором будет сильно зависеть от того, как именно школьник проходит обучение экстерном.

Ирина Юрьевна Жидовленко репетитор по математике

4,80 54

Открыть анкету

«В интернет-школах, к примеру, программы, на мой взгляд, выстроены ещё недостаточно хорошо. Они покрывают задачи ЕГЭ процентов на 70. Этого недостаточно для сдачи экзамена и получения хотя бы 60 баллов, поэтому дополнительно заниматься просто необходимо».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети Школа

Похожие статьи